Задержка психического развития (ЗПР) — это задержка в развитии психических процессов ребенка и незрелость в эмоциональной и волевой сферах, которые могут быть преодолены специально организованным обучением и воспитанием. Умственная отсталость характеризуется недостаточным развитием моторики, языка, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения и самоконтроля, примитивными и неустойчивыми эмоциями, плохой успеваемостью в школе. Диагноз умственной отсталости ставится комиссией, состоящей из медицинских экспертов, педагогов и психологов. Пройти медицинскую комиссию, получить соответствующее лечение и реабилитацию возможно в рамках медицинского центра https://sterilno.net/zabolevaniya/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованной коррекционной педагогической помощи и медицинском наблюдении.
Причины ЗПР у детей младшего школьного возраста
Умственная отсталость (умственная отсталость) или ЗПР — это обратимое интеллектуальное и эмоционально-моторное расстройство со специфическими трудностями в обучении. Считается, что умственной отсталостью страдают 15-16% педиатрического населения. Умственная отсталость относится к психологическим и педагогическим категориям, но поскольку в ее основе может лежать и органическое расстройство, это состояние может рассматриваться и в медицинских дисциплинах, прежде всего в педиатрии и детской неврологии. В связи с вариативностью развития различных психических функций у детей диагноз умственной отсталости часто ставится до 4-5 лет у детей дошкольного возраста и — на практике — в школьные годы. Причины ЗПР у детей:
- Биологические факторы (локальные незначительные органические повреждения центральной нервной системы и их последствия) вызывают аномальное созревание различных отделов головного мозга, сопровождающееся частичным нарушением психического развития и деятельности ребенка. Наиболее важными биологическими причинами умственной отсталости, действующими в перинатальном периоде, являются: патология беременности (тяжелый токсикоз, Rh-фаза, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепная родовая травма, недоношенность, неонатальная ядерная желтуха, ФАС и т.д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. Тяжелые соматические заболевания детского возраста (низкорослость, грипп, нейроинфекция, рахит), повреждения головного мозга, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и т.д., которые возникают в послеродовом периоде и в детстве. БП иногда передается по наследству, причем в некоторых семьях диагноз ставится на протяжении нескольких поколений.
- Социальные факторы Умственная отсталость может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, но проявляется соматическим IQ, синдромом импотенции, снижением работоспособности у детей, плохой памятью, поверхностным вниманием, слабым развитием навыков деятельности, гиперактивностью или торможением при переутомлении.
Классификация диагноза у детей
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций умственной отсталости. Рассмотрим этиологическую классификацию, предложенную К.С. Лебединской, которая выделяет четыре клинических типа умственной отсталости:
- Конституциональная ЗПР обусловлена задержкой созревания ЦНС. Ее отличительной чертой является гармоничный психический и психофизический инфантилизм. В случае психического инфантилизма ребенок ведет себя как младший; в случае психофизического инфантилизма нарушается эмоционально-моторная сфера и физическое развитие. Физические размеры и поведение таких детей не соответствуют их возрасту. Они эмоционально неустойчивы, спонтанны, у них неадекватно развиты внимание и память. Даже в школьном возрасте основное внимание уделяется игре.
- Соматическая вызывается тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями детского возраста, которые неизбежно задерживают созревание и развитие ЦНС. В истории болезни детей с соматической умственной отсталостью часто встречаются бронхиальная астма, хроническое несварение желудка, сердечно-сосудистые проблемы, почечная недостаточность и пневмония. Эти дети обычно находятся в больнице в течение длительных периодов времени, также имеет место сенсорная депривация. Соматическая умственная отсталость проявляется астеническими синдромами, плохой успеваемостью у детей, плохой памятью, поверхностным вниманием, слабым развитием навыков деятельности, а также гиперактивностью или торможением при переутомлении.
- Психогенная умственная отсталость обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых живет ребенок (пренебрежение, чрезмерная опека, жестокое обращение). Недостаток внимания к ребенку вызывает психическую неустойчивость, импульсивность и задержку интеллектуального развития. Чрезмерная забота способствует безынициативности ребенка, эгоцентризму, отсутствию силы воли и честолюбия.
- Церебрально-органический IQ — наиболее распространенный тип IQ. Он вызван первичным, незначительным органическим расстройством мозга. В этом случае расстройство затрагивает отдельные области психики или проявляется в мозаике различных психических областей. Умственная отсталость органического происхождения мозга характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием эмоциональной живости и яркости, низким уровнем аффективности, выраженной внушаемостью, бедным воображением, двигательным торможением и т.д.
